Кружок "РАДУЖНЫЙ МИР" для детей младшего дошкольного возраста
01 ноября 2019
С 1 ноября 2019 года организую и провожу кружок по дополнительному образованию детей младшего дошкольного возраста "РАДУЖНЫЙ МИР" с использованием элементов арттерапии и психогимнастики.
Цель программы:
Развитие эмоциональной сферы дошкольника; психофизических способностей и умений детей через арттерапию и психогимнастику привлечение к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка.
Задачи:
- Обеспечить полноценное физическое, психическое, речевое и социальное здоровье каждого ребёнка, состояние психологического комфорта и эмоционального равновесия;
- Привлечение детей к активной продуктивной деятельности способствующей формированию всех психических процессов;
- Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- Обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- Развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения.
Участники программы: дети 3-4 лет
Режим занятий: 3 раза в неделю (15– 20 минут).
Цель программы реализуется через ряд задач сформированных и отражённых в трех основных разделах программы:
«Окружающий мир»
- знакомить дошкольников с растительным и животным миром, явлениями природы.
- развитие у дошкольников мышления, памяти, восприятия, воображения, речи с использованием арттерапии и психогимнастики.
- развитие у детей наблюдательности и внимания.
«Я и мои эмоции и чувства»
- помочь дошкольникам осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что они уникальны и неповторимы.
- раскрыть в каждом ребенке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи.
- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания;
- знакомить с языком эмоций, учить пользоваться ими для проявления собственных чувств и переживаний, и для понимания эмоционального состояния другого.
«Социальные навыки»
- обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
- формировать коммуникативные навыки;
- учить устанавливать и поддерживать контакты, решать конфликтные ситуации в общении.
Реализация программного материала рассчитана на 1 год. Планируется проведение трех занятий в неделю по трем подгруппам с детьми в первой половине дня.
Краткое описание направлений.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе не только с взрослыми, но и с маленькими детьми.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по-разному. Например, специалист-психолог предлагает клиенту обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие методы сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии консультируемый получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитии.
Планируемые результаты психологической работы.
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
- повышение уровня развития познавательных процессов, речи;
- развитие творческих способностей;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания;
- закрепление положительных поведенческих реакций